Форматы и характеристики DVD формата.

Тема закрыта
 
Автор Сообщение

FunnyMan ®

Пол: Мужской

Стаж: 7 года 4 месяца

Сообщений: 75

Создавать темы 25-Фев-2013 16:51

[Цитировать]


-Что такое DVD диск?
Аббревиатура DVD означает "Digital Versatile Disc" - цифровой многофункциональный диск. Изначально предлагался вариант названия формата "Digital Video Disc". Понятно, почему слово "Versatile" победило. Задуманная разработчиками многофункциональность диска подразумевает применение нового типа (или нового поколения) носителя для разных форм записи информации. Новый DVD-Disc визуально почти ничем не отличается от своего предшественника CD (Compact Disc), но "внутри" произошли значительные технологические и конструктивные изменения, хотя основной принцип считывания данных с диска остался прежним - оптический с обработкой отражённого лазером сигнала.
-DVD может нести как стандартную полноэкранную версию фильма, так и широкоэкранную.-до 8 звуковых дорожек (на разных языках), каждая из которых может иметь до 8 каналов.-на DVD может быть представлено до 32 субтитров на разных языках.-DVD-диск не изнашивается в процессе эксплуатации, он может быть только поврежден при небрежном обращении.-DVD практически не поддается воздействию высоких температур и не реагирует на магнитные поля.[/list:u]В зависимости от использования сторон и слоёв общая его ёмкость составляет от 4,7 Гб до 17 Гб.-Однослойка, двухслойка, двусторонний, DVD-5, DVD-9, DVD-10, DVD-14, DVD-18
DVD-5 (Single-side single-layer disk) - односторонние однослойные диски с емкостью 4.7 Гбайт. Запись данных осуществляется только на одной стороне диска. Другая сторона может быть использована для художественного оформления программы на диске - этикетка. примерно 2 часа видео.
DVD-9 (Single-side double-layer disk) - двухслойные односторонние диски емкостью 8.5 Гбайт. Имеют два информационных слоя: внутренний, на поверхность которого наносится второй (внешний), информационный слой из специального полупрозрачного (для самофокусирующегося лазера) материала. Опять же, другая сторона может быть использована для художественного оформления программы на диске - этикетка. 4 часов видео;
DVD-10 (Double-side single-layer disk) - двухсторонний диск с одним информационном слоем на каждой стороне. Обладает емкостью 9.4 Гбайт. Этикетка может быть выполнена в виде тоненького кольца внутри поверхности диска (как на виниловой пластинке). около 4,5 часа видео;
DVD-18 (Double-side double-layer disk) - двухсторонний диск с двумя информационными слоями на каждой стороне. Имеет емкость 17 Гбайт. Этикетка тоже может быть выполнена в виде тоненького кольца внутри поверхности диска (как на виниловой пластинке) около 8 часов видео.-Региональная защита, зоны, R1, R2, R3, R4, R5, R6, RCE
Чтобы предотвратить несанкционированный доступ к информации, все DVD будут иметь обозначение регионального кода. Вы не сможете просмотреть диск, закодированный для одного региона, на плеере, предназначенном для другого региона.
Для DVD-дисков осталась актуальной проблема телевизионных систем. Одни плейеры воспроизводят только программы, записанные в системе Pal, другие - только с системе NTSC. Правда, большинство плейеров, которые продаются в России, способны воспроизводить диски обоих видов.
Для того, чтобы контролировать распространение DVD-дисков, кинокомпании создали 8 "зон" (регионов), на которые разбит весь мир. Одинаковы:
-0. Все зоны-1. Канада, США;-2. Япония, Европа, Южная Африка, Ближний Восток;-3. Юго-Восточная Азия, Восточная Азия (включая Гонконг);-4. Австралия и Океания, Новая Зеландия, Центральная Америка, Мексика, Южная Америка, Карибские острова;-5. Страны бывшего Советского Союза, Индия, Африка, Монголия;-6. Китай;-7. резервный номер зоны;-8. специальная экстерриториальная зона (самолеты, пассажирские лайнеры и т.д.).
-На чем можно воспроизводить DVD диски?
Можно говорить об устройствах для воспроизведения, подразумевая конкретный тип DVD диска. Для воспроизведения видео программ этим устройством может служить:
-Бытовой стационарный или переносной DVD плеер (может быть встроенным в последние из моделей музыкальных центров).-Персональный компьютер с DVD-Rom проигрывателем.-Ряд новых моделей игровых приставок, обладающих соответственно DVD считывающим устройством и режимом поддержки DVD-видео формата

-
Формат передачи изображения
NTSC National Television Standarts Committee - 525-строчный стандарт видео для Америки/Японии. NTSC США работает с частотой обновления 60 кадров в секунду и обладает цветовой поднесущей на 3.58 MHz.
PAL 525-строчный технический видеостандарт для большинства европейских стран, Австралии и Новой Зеландии.
ANAMORPHIC / АНАМОРФНЫЙ "Сжатое" DVD-изображение, которое выглядит растянутым по вертикали в телевизионном формате 4:3. В формате же 16:9 "несжатое" изображение обладает правильным соотношением сторон и более высоким качеством. Фильмы в анаморфном формате иногда маркируются надписью "Предназначено для телевизоров 16:9".
FULLSCREEN / ПОЛНЫЙ ЭКРАН Соотношение сторон 4:3 - формат экрана обычного телевизора.
LETTERBOX / ФОРМАТ "ЛЕТТЕРБОКС" Широкоформатный фильм, демонстрирующийся с черными полосами сверху и снизу экрана с целью сохранения оригинального соотношения сторон. Также этим термином принято обозначать широкоэкранный фильм, записанный без анаморфирования.
WIDESCREEN / ШИРОКИЙ ЭКРАН Всеобъемлющий термин, означающий, что соотношение сторон изображения выше, чем обычная телевизионная конфигурация 4:3.

Немного о NTSC, PAL

В зависимости от того, для Америки или для Европы предназначается диск, видео записывается в формате NTSC или PAL. Формат NTSC подразумевает разрешение 720x480 точек при 60 полукадрах в секунду (30 fps). Формат PAL подразумевает 720x576 точек при 50 полукадрах в секунду (25 fps). Формат NTSC используется преимущественно в Америке и Японии. Формат PAL используется в Европе и на территории СНГ. Технически формат PAL способен выдать более чёткую картинку из-за большего разрешения по вертикали. Кроме того, картинка в PAL выглядит несколько контрастнее.
При этом нужно помнить, что исходно фильм записан на киноплёнке в 24 кадрах в секунду. Соответственно, для записи фильма что на NTSC-, что на PAL- диск требуется выполнить преобразование кадров. Для каждого из этих форматов оно выполняется по-разному.
# Для PAL-дисков киноплёнка при оцифровке просто прокручивается со скоростью 25 кадров в секунду, соответственно фильм на диске получается короче, чем в кинотеатре, а голоса людей звучат выше. Впрочем, различия в звуке считают достаточно незаметными и ими можно пренебречь. Кроме того, в последнее время при оцифровке звука в PAL применяется тональная коррекция, которая убирает данный недостаток.
# Для NTSC-дисков чаще всего применяется запись кадр-в-кадр, при этом на диске оказывается видеопоток с частотой 24 кадра в секунду. Однако, при этом он помечен как "film-mode" трансфер, и плеер при проигрывании самостоятельно преобразовывает 24 кадра в 60 полукадров в секунду. Этот процесс называется "telecine". Вкратце его работу можно описать так - каждая группа из четырёх кадров разбивается на восемь полукадров, и из этих восьми два дублируются (показываются дважды). Таким образом, из 4-х кадров мы получаем 10 полукадров, а из 24-х, соответственно, 60.
Необходимо заметить, что в результате разной частоты кадров у PAL и NTSC фильмы, кодированные в PAL, будут идти быстрее и длиться на 4% меньше, чем их NTSC-вариант. Это создаёт путаницу и вызывает вопросы новичков из серии "что же вырезали в PAL-издании, если оно короче NTSC?". Также это создаёт неудобства в том случае, если вы хотите создать свой диск, взяв качественный видеоряд из NTSC-издания, а звук - из PAL.
-Тип звука:
DOLBY DIGITAL (AC3)- Система сжатая цифровой информации, разработанная Dolby и позволяющая закодировать в звуковую дорожку DVD многоканальный звук. Вариации формата DD представлены в цифровом виде (десятичная дробь); первая цифра указывает на число каналов полной полосы пропускания, вторая - на наличие отдельного канала для сабвуфера.
Таким образом, 1.0 - это моно, 2.0 - стерео, а 5.1 - 5 каналов с сабвуфером. Вариант 2.0 может содержать "спрятанную" объемную информацию, которая выводится декодером Pro Logic с разделением сигналов для подачи на передние, центральную и тыловые колонки. DVD-плейеру необходим декодер для преобразования звуковой дорожки в формате Dolby Digital в многоканальный звук. Если декодер не встроен в DVD-плейер, то он должен входить в состав AV-усилителя.
DOLBY STEREO / SURROUND Система объемного звука для кинотеатров, которая впервые была использована в 1977 году в "Звездных войнах". Она состоит из информации о левой, правой и объемной (surround) частях звуковой дорожки.
DTS Формат звука, созданный Digital Theater System, конкурирующий, но схожий с Dolby Digital. Формат DTS использует меньший уровень сжатия, чем Dolby, так что теоретически он звучит лучше, что доказывают на практике диски, на которых записаны дорожки и в DD, и в DTS. Формат DTS Stereo практически идентичен Dolby Surround.
РСМ Сокращение от Pulse Code Modulation. Стереофонический аудиоформат без сжатия данных, используемый для записи CD. Поддерживается DVD-плейерами, воспроизводящими компакт-диски.

Подробнее о звуковых форматах

Многоканальный звук записывается на DVD в двух форматах - в DD (Dolby Digital) и DTS (Digital Theater Systems). DD является наиболее эффективным (то есть наилучшим по соотношению объём/качество), но на DVD не бывает DD-дорожки с битрейтом выше 448 кбит/сек. DTS же лучше показывает себя на больших битрейтах, поскольку сжимает звук с меньшими потерями. Кроме того, для улучшения качества в нём можно гибче распределять поток между каналами. На DVD используют DTS-дорожки с битрейтом 768 кбит/сек (половинный битрейт) или (редко) 1536 кбит/сек (полный битрейт).
Есть различия и в количестве поддерживаемых каналов звука. DD поддерживает схему 5.1, но может быть использован для 2.0, 2.1, 3.1, 4.1 и так далее - то есть для практически любой комбинации из колонок и сабвуфера, вплоть до 5.1. Кроме того, иногда в звук двух тыловых каналов подмешивают звук ещё одного - центрального тылового. При этом раздельно хранятся шесть каналов (5.1), но при проигрывании декодер выделяет из тылов звук ещё одного (то есть в итоге получается как бы 6.1). Такой формат называется DD 5.1-ex.
Аналогичный способ кодирования с подмешиванием звука называется DTS-ES 6.1-matrix. Но самым "навороченным" является режим DTS-ES 6.1-discrete, где звук тылового центра записывается независимо от остальных (то есть получаем семь раздельных сжатых каналов звука).
Чаще всего на дисках встречается DD 5.1 [-ex] 448 кбит/с. Реже, но всё ещё достаточно часто - DD 5.1 384 кбит/сек. Для режиссёрских комментариев или стереозвука может применяться DD 2.0 - в 192 кбит/с или выше (выше 256 обычно не делают). Звук в DTS 768 кбит/с применяется не так часто, как DD, но найти с ним диски можно. А вот DTS 1536 кбит/с попадается на немногих изданиях. Одним из эталонных дисков с DTS-ES 6.1 discrete 1536 кбит/с считается «Герой» («The Hero»). На дисках не бывает больше одной, или в очень редких случаях двух DTS-дорожек, а вот даже три DD 5.1 дорожки - не редкость.
Часто задают вопрос - насколько на практике слышны различия между дорожками в DD и DTS (при сравнении наиболее частых их вариантов - DD 448 и DTS 768). Разница между ними очень субъективна, и зависит от качества акустики, а также от качества самих дорожек (то есть исходного материала и способа кодирования). На некоторых дисках разница достаточно заметна, на других - слышна лишь в нюансах. В любом случае, по мнению автора, этот вопрос актуален лишь для колонок ценой примерно от 200$ за стереопару (без стоимости усилителя). Кроме того, если DTS-дорожка на диске не оригинальная, а переводная, разница в качестве может быть ещё меньше - наложение перевода вносит свои ухудшения.
Следует также упомянуть LPCM (Linear PCM) звук. Это несжатое стерео, аналогичное WAV-файлам без сжатия. В отличие от CD-audio с частотой дискретизации 44.1 кГц, PCM-звук на DVD имеет частоту дискретизации 48 кГц. Кстати, на такую же частоту ориентированы и DD, и DTS (кроме DTS 96/24, который является практически неиспользуемой экзотикой). LPCM-звук даже в стерео занимает много места - столько же, сколько и DTS с максимальным потоком, 1536 кбит/сек. Поэтому он практически не применяется для фильмов, это было бы слишком расточительно. Однако он востребован для концертных записей, в которых качество звука важнее многоканальности.
-Перевод фильма
Закадровый дубляж - озвучивание как минимум двумя персонами, например мужчиной и женщиной, при котором слышны оригинальные голоса актеров.
Синхронный перевод - озвучивание одним человеком всех авторов, при котором так же слышна оригинальная речь актеров.
Дубляж - озвучивание как минимум двумя персонами, при котором оригинальные голоса актеров не слышны.
Субтитры - подстрочный перевод фильма, без озвучивания актерами.

Дубляж, войсовер, синхрон, закадровый перевод, одноголоска, многоголоска

Понятия "дубляж" и "войсовер" (он же "синхрон", он же "закадровый перевод") часто путают. Но между ними есть принципиальная разница. Войсовер - это самый простой и дешёвый способ перевода, который заключается в том, что поверх оригинального звука накладываются голос озвучивающего актёра - одного или нескольких. В "эпоху видеокассет" были распространены одноголосые переводы, однако сегодня всё большую популярность завоёвывают многоголосые, где мужчин переводят мужские голоса, женщин и детей - женские, и даже у разных персонажей одного пола голоса могут отличаться. Широко распространены войсоверы с двумя (мужской и женский) и тремя (два мужских и один женский) голосами. Кроме того, некоторым озвучивающим актёрам удаётся голосовая игра, поэтому кажется, что разных голосов больше. Войсовер - это единственный способ, которым пираты переводят фильмы.
При дублировании же фильмов оригинальные голоса полностью заменены. При этом сохраняются окружающие звуки, эффекты и так далее, но голоса главных героев, как и фоновые эпизодические разговоры, переозвучиваются заново. При этом существует проблема "губоукладки" - слова перевода должны попадать в движения губ героев, которые изначально произносили фразы на совсем другом языке. Дублирование фильма гораздо более трудоёмко, чем наложение войсовера, но большинство людей предпочитает именно дубляж - поэтому фильмы в кинотеатрах идут дублированными. Более того, в развитых зарубежных странах войсовер не используется вообще и дубляж является единственным способом голосового перевода, будь то в кино или на DVD.
Фильмы на наших лицензионных дисках чаще всего дублируются - DVD-издатель просто использует кинотеатральный перевод. Но бывают случаи, когда издатель по каким-то причинам не смог договориться с кинопрокатчиками - тогда на DVD может быть совсем другой перевод, как правило - войсовер. Проблема может возникнуть и в том случае, если в киностудии дублировалась обычная версия фильма, а на DVD требуется издать режиссёрскую. Самым правильным подходом в данной ситуации было бы доозвучивание недостающих эпизодов (как это сделано на диске «Рассвет мертвецов»), но на практике такое встречаются редко. Чаще производитель предпочитает не помещать на диск голосовой перевод вообще (!) и ограничиться субтитрами, как это было с коллекционным (!!) изданием «Властелина Колец».
Голосового перевода может также не быть, если между правообладателем и издателем нет договорённости - к примеру, «Lucasfilms» запретила издателю «Премьер мультимедия» издавать трилогию «Индианы Джонса» с войсовером (чтобы "не портить звук"), а дублировать из-за дороговизны процесса отказался уже сам «Премьер». В результате фильмы вышли без перевода - что, впрочем, не помешало пиратам скопировать лицензию R1 и наложить перевод самостоятельно, создав тем самым более востребованный продукт. Аналогичное отсутствие договорённости ожидается между той же студией «Lucasfilms» и издателем «Гемини» по поводу классической трилогии «Звёздных войн».
В любом случае, наложение перевода так или иначе сказывается на качестве звука. Теоретически, при грамотном наложении разница будет несущественной. На практике же грамотное наложение встречается не так уж часто. К примеру, для качественного наложения войсовера достаточно смикшировать голоса переводчиков лишь в центральный канал, оставив нетронутыми все остальные. Однако нередко попадаются диски, в которых перевод идёт из всех колонок сразу, или те, в которых динамический диапазон звука на русской дорожке сильно урезан - в результате взрывы по громкости ненамного отличаются от разговоров. Чаще всего такой звук попадается на пиратских дисках, однако бывает и на лицензионных. Также может пострадать и дублированная дорожка - например, могут исчезнуть некоторые фоновые звуки, а также ощущаться "зажатость" звука всё из-за того же уменьшения динамического диапазона.
И последнее, о чём хотелось бы упомянуть в контексте звука - это качество самих переводов. Здесь качество гарантировано ещё меньше, чем качество их наложения. В случае с войсовером это может произойти из-за низкой квалификации переводчиков или потому, что был использован перевод с экранки, в которой даже опытному переводчику бывает трудно разобрать слова. В случае же с лицензионными дубляжами сложности переводу добавляет "губоукладка", о которой говорилось выше - иногда приходится жертвовать точностью в угоду синхронизации речи. Впрочем, даже в таких условиях могут получаться отличные переводы, хоть и не всегда. Самым плохим считается случай, когда официальный лицензионный войсовер грешит ляпами или вообще не соответствует оригиналу - не существует никакого оправдания таким переводам. Но, к сожалению, попадаются на дисках и они.

-
Обозначения качества перевода:
VO - в фильме имеет место закадровый (наверняка одноголосый) перевод, сквозь который слышна оригинальная (например, английская) озвучка.
MVO - в фильме имеет место многоголосый (часто двухголосый) закадровый перевод, сквозь который слышна оригинальная (например, английская) озвучка.
DUB - дублированный перевод (дубляж), оригинальные голоса полностью заменены.
[Профиль] [ЛС]
Показать сообщения:    
Тема закрыта

Текущее время: 05-Июл 10:12

Часовой пояс: UTC + 3



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы